Секреты системы МИГ Бизнес

Бизнес – это система. С одной стороны, такой подход сложен для тех, кто привык сделать что-то быстро на коленке и тут же быстро получить деньги. Обычно у подобных предпринимателей все так же быстро и заканчивается.

Бизнес – это системная работа бизнес-процессов, людей, работающих в этой системе и собственника – основателя компании, который работает не внутри компании, а занимается ее развитием. Безусловно, есть разные этапы развития бизнеса от зарождения стартапа до превращения в стабильно развивающуюся компанию, но в любом случае нужно стремиться к тому, чтобы бизнес работал без вас, а вы занимались только его масштабированием.

Для того, чтобы эффективно систематизировать бизнес, поставить его на автопилот, предлагаю ознакомиться с методологией, которую мы применяем в нашей компании и рекомендуем клиентам внедрить в их бизнесе.

Элементы системы МИГ Бизнес

1. Строительство фундамента.

система бизнеса
В начале нужно определиться со стратегией собственника. Необходимо понимать, куда вы лично хотите идти. Хотите ли вы развивать компанию, быть первым лицом, появляться на светских вечеринках, выступать на важных конференциях отрасли, либо вы хотите уехать на Гоа и с ноутбука управлять своим бизнесом? Соответственно, из стратегии собственника строится стратегия бизнеса. Под ваши желания и требования нужно выстраивать уже сам бизнес. Исходя из ваших сильных и слабых сторон будет выстраиваться ваш бренд. Это ваша основа, ваш вектор развития. Более подробно о том, как написать личную стратегию собственника бизнеса, я уже рассказывал на своем блоге.

2. Структура бизнеса.

Инфраструктура собственника.

Если говорить про современный бизнес, про то, что вы хотите работать в новых реалиях, то скорее всего, вы хотите управлять бизнесом удаленно, через интернет, и привлекать удаленных сотрудников. Если у вас еще нет опыта работы с такими сотрудниками, вы можете найти несколько практичных рекомендаций в моей статье “Как работать с удаленными сотрудниками?” За счет этого вы можете снизить издержки, повысить эффективность и контроль над ними и т.д.

Поэтому инфраструктура собственника должна быть на высшем уровне? Что в нее входит? Это надежный рабочий компьютер, современный смартфон и стабильный интернет как на мобильном телефоне, так и на компьютере будь-то офис или дом, если вы работаете удаленно.

Облачная инфраструктура бизнеса – то, на чем будет работать ваш бизнес.

Ваш облачный офис – это хранение файлов, это ваша инфраструктура, ваши каналы коммуникации, это ваша электронная почта, календарь, офисные документы и т.д. Это место, где будет храниться вся информация о вашем бизнесе. Безусловно, она должна быть защищена. Вы должны быть абсолютно спокойны и уверены в том, что все это работает, что у вас никто ничего не украдет.

Ключевой момент – инфраструктура должна находиться в интернете, в облаке. Почему? Не из-за того, что это сейчас модно и так все делают. Нет. Если вся ваша информация находится в облаке, то вы можете управлять бизнес-процессами непосредственно в интернете. Вы можете соединять одни элементы информации с другими, настраивать автоматизацию, например, с помощью Zoho CRM,  и за счет этого значительно повышать эффективность вашего бизнеса и снижать издержки. К счастью, сейчас все технологии типа Oracle, которые ранее были доступны только для крупного бизнеса, доступны в виде простых облачных приложений для малого и среднего бизнеса.

Организационно-функциональная структура.

Вы должны понимать, из каких отделов должен состоять ваш бизнес. Где генеральный директор, где какой отдел, кто маркетингом занимается, кто продуктом, кто продажами, кто поддерживающими процессами и т.д.

3. Описание внутренних процессов компании.

Как минимум, должны быть описаны процессы верхнего уровня. Вы должны понимать весь путь от того, как вы привлекаете клиента до того момента, как вы получаете отзыв от вашего клиента. Это фундамент, который необходимо отстраивать с самого начала и дальше углубляться в маркетинг, продажи, автоматизацию продукта и всего остального. Без понимания, без проработки всего этого будет достаточно сложно.

С чего начать?

Начинать стоит с блока продаж и маркетинга – это драйвер денег в ваш бизнес. Затем имеет смысл отстраивать вашу технологию управления продуктом, то, как вы оказываете услуги, как управляете командой, финансами и т. д. Поэтому важно понимать, что сначала мы отстраиваем фундамент, далее выстраиваем систему бэк-офиса и прорабатываем продажи и маркетинг для того, чтобы выстроить надежную систему привлечения потенциальных клиентов и систему продаж.

Безусловно, с самого начала все это будет сложно выстроить, и вам понадобится система планирования. Берете календарный план и делаете наброски. Например, в январе мы выстраиваем систему бэк-офиса, в феврале прорабатываем маркетинг, в марте автоматизируем систему продаж. Соответственно, ко II кварталу 2016 г. базовую инфраструктуру бизнеса мы уже выстраиваем.

Пример функциональной структуры небольшой компании

Пример того, как выглядит функциональная структура компании: директор, владелец, генеральный директор, коммерческий директор и коммерческий блок, производство, поддерживающий блок и ваш бизнес-процесс. Далее отдел клиентской поддержки, технический отдел, финансовый отдел, отдел персонала. В коммерческом блоке отдел маркетинга, отдел интернет-продаж, отдел телефонных продаж.

функциональная структура компании

Важный момент: если у вас пока небольшая компания и немного сотрудников, вам все равно нужно построить такую функциональную структуру. Для чего? Вы понимаете, куда вы должны прийти и сколько сотрудников у вас должно работать. Вы прописываете роли, даже если вы пока еще работаете один в компании или у вас небольшая команда из 3-4 человек. Напротив каждой роли вы прописываете фамилию конкретного человека.

Ваша задача играть в следующую игру: вычеркивать себя из многих квадратиков и нанимать туда новых людей. Для того, чтобы нанять нового человека вы должны четко понимать, что это за роль, чем занимается человек в компании, какие функции он выполняет, в каких бизнес-процессах он участвует, с какими сервисами он взаимодействует и у него должны быть четкие инструкции, регламент того, что необходимо делать. Чтобы, когда человек приходит к вам в компанию, не было такой истории:

– А давай ты будешь моим помощником?
– А что я буду делать?
– А не знаю еще. Все, что мне придет в голову.

Зачастую подобные эксперименты приводят к конфликтным ситуациям.

Для того, чтобы все эффективно работало, вы делаете следующее: нанимаете человека, прописываете конкретный функционал, обязанности, компетенции, которыми должен обладать человек, открываете ему на вашем корпоративном портале инструкции, регламенты в вашей обучающей системе. Сотрудник это изучает и включается в работу практически без вас. Стоит один раз проработать эту систему для того, чтобы в дальнейшем не тратить время на то, если, допустим, человек уволится и вам нужно будет нанимать нового сотрудника.

Описание процессов в компании

Процессы верхнего уровня вашей компании, к примеру, могут выглядеть таким образом. Посередине ваш основной процесс: от вашего привлечения до получения отзывов. Вверху у вас процессы управления, развития стратегического управления и внизу поддерживающие процессы – администрирование, процесс управления финансами, поддержка клиентов и т.д. У вас, как минимум, должны быть простроены эти процессы, и быть понимание, как функционирует ваша компания.

схема процессов внутри компании

Если вы знаете, какие бизнес-процессы есть в вашей компании, то у вас есть понимание того, как все это масштабировать. Как масштабировать маркетинг, продажи, обслуживание вашей системы продукта, услуг, как оказывать услугу, создавать продукт и т.д. Если этого нет – забудьте про масштабирование. У вас будет хаос.

Инфраструктуры бэк-офиса и фронт-офиса в вашем бизнесе

Если от предыдущей схемы перейти к более простой схеме, то получаем следующее: весь бизнес делится на 2 части:

инфраструктура офиса

1. Фронт-офис – то, что взаимодействует с вашими клиентами. Это маркетинг (как вы привлекаете клиентов) и продажи (как вы делаете из посетителя, потенциального клиента клиента вашей компании).
2. Бэк-офис – все, что находится за горизонтом видимости вашего клиента. Это то, как вы управляете компанией, как вы управляете финансами, как создаете продукт, оказываете услуги. Это ваше ноу-хау, то, как функционирует ваша компания.

Допустим, у вас еще ничего нет. Что нужно делать? Необходимо отстроить инфраструктуру бэк-офиса, чтобы вы на надежной платформе могли развивать компанию. Это ваше документохранение, система управления компанией, система управления знаниями компании и система управления паролями.

После того, как вы все это организовали, и ваше управление бизнесом находится в интернете (в облаке), далее следует выстраивать систему маркетинга – то, как вы привлекаете ваших потенциальных клиентов и то, как вы выстраиваете непосредственно продажи. Базовая инфраструктура у вас уже есть и далее вы занимаетесь привлечением клиентов и самой продажей.

Без системы бэк-офиса у вас будет сложная ситуация. Вам нужно привлекать маркетологов, чтобы они работали над системой трафика. Для этого необходимо передать им данные, открыть доступы, коммуницировать с ними, ставить задачи. И если эта система у вас не выстроена, то будет тяжело.

С продажами так же. Как минимум вам необходима система обучения для отдела продаж, чтобы вы открыли доступы, сотрудники обучились тому, как работать в вашей инфраструктуре и пошли работать.

Дмитрий Соловьев

Дмитрий Соловьев

Управляющий партнер МИГ Бизнес и ведущий консультант

 

Заголовок с измеримой выгодой

Заголовок с измеримой выгодой

Здесь вам нужно поставить тезис, который будет нести понятную выгоду вашей целевой аудитории [буллет].

Успех!

Pin It on Pinterest

Shares
Share This